Памятник армянскому алфавиту и Маштоцу, его создателю, Ереван

Памятник армянскому алфавиту и Маштоцу, его создателю, Ереван

Находится он на склоне горы Арагац, 39 вытесанных из туфа букв вместе с их создателем Месропом Маштоцем и его учениками. В создании памятника участвовали мастера-камнерезы со всей Армении, а создавался он к юбилею - в 2007 году армянскому алфавиту исполнилось 1600 лет.

Месроп Маштоц (ок. 361/362, селение Хацик, провинции Тарон, близ озера Ван — 17 февраля 440, г. Вагаршапат) — лингвист, создатель армянского алфавита, просветитель, миссионер, переводчик Библии, основоположник национальной школы и педагогической мысли, представитель патристики, теолог, документально известный изобретатель систем письма, святой Армянской Апостольской Церкви и Армянской Католической Церкви.

Буквы армянского алфавита сами по себе считаются неотъемлемым фактором национальной гордости и идентичности; они часто являются не только элементом декора, но и сакральным символом нации наряду с флагом и гербом.

Происхождение армянского алфавита и сейчас вызывает споры. В настоящее время господствует теория, что еще до того, как оно было изобретено Месропом Маштоцем, некая похожая письменность имела хождение среди армян (в этой связи часто упоминаются т.н. «Данииловы письмена»; они якобы еще в V в. были изобретены сирийским монахом Даниилом). Существует версии о том, что армянские буквы восходят к авестийскому алфавиту. Так или иначе, но армянское письмо содержит знаки, напоминающие греческие, латинские, сирийские, коптские и даже эфиопские. Это опять-таки подтверждает творческий гений Месропа, который как бы объял своим изобретением всю известную тогда графическую экумену восточного христианства.

В армянском письме с течением времени вырабатывались различные почерки. С V-XII вв. употреблялось унициальное письмо еркатагир (железное) с несколькими подвидами. С XIII-XV вв. установилось письмо болорагир (круглое). Несмотря на название, формы букв этого письма были угловатыми. С XVI-XVIII вв. в ходу нотрагир (нотариальное письмо), на основе которого к XIX в. формируется скоропись шлхагир.

Армянское письмо генетически обособлено (его прототип и возможный источник пока не выявлены), хотя бесспорным считается, что его внутренняя структура (правосторонность, отдельные буквы для гласных, графонимы, цифровые значения букв, лигатуры, отдельное написание букв) соответствует греческому письму. Некоторые исследователи отмечали также схожесть армянских букв с коптскими, эфиопскими и пехлевийскими.

Армянское письмо точно передает фонетическое строение армянского языка, поэтому не претерпело сколь либо существенных реформ. Знаки армянского письма ни в коей мере не примитивны, но в то же время и не сложны. В каждой букве чувствуется самобытность и продуманность формы (разомкнутые контуры букв преобладают над замкнутыми, округлые – над угловатыми). Линии армянских букв монотонны (особенно это заметно в почерке болорагир), быть может поэтому, в отличие от грузинского письма, здесь сравнительно легко сформировалась скоропись.

Отличительная черта армянской графики с формальной точки зрения – это удивительная монотонность (однообразие отдельных элементов) и преобладание в буквах горизонтального элемента, который наиболее часто занимает срединную позицию. Это явление можно назвать «срединной матрикой» («нижняя матрика» – в арабском письме, «верхняя матрика» – в индийском).

Источник информации: www.rbardalzo.narod.ru